четверг, 29 сентября 2016
Есть обычное стаккато, и есть летучее стаккато. Вопрос: и тот, и другой штрих являет собой исполнение множества нот на один смычок? Правда ведь? ПРАВДА? А портаменто это, так сказать, стаккато левой рукой? Кто-нибудь, подтвердите, опровергните, что-нибудь.
Пора выйти в окошко, подышать.
Ауэр. Мартеле.Martele
Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смыч a. Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда не применяйте нажима плеча.Ауэр. Стаккато.
Stаcсatо вниз и вверх смычком
О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера прошлого века — Крейцер, Роде, Шпор и другие — учили, что staccato следует исполнять с помощью кисти. У Шпора, по-видимому, было превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.
Многие из великих виртуозов XIX века, которых мне самому удалось услышать, например Иоахим, обладали средней быстроты staccato. Иоахим добивался его исключительно кистью, и оно было достаточно стремительным для предпочитаемого им классического репертуара в сольных и камерных выступлениях. Иоахим первый провозгласил принцип: «виртуоз существует для музыки, а не музыка для виртуоза». Он первый создал популярность скрипичному концерту Бетховена, сонатам для скрипки соло Баха и главное — его «Чаконе», сонатам Тартини, в особенности той, которая известна под названием «Les trilles du Diable», и большей части классического репертуара, фигурирующего в настоящее время в концертных программах.
В юности я слышал, как Вьетан играл свои концерты и некоторые другие собственные сочинения; исполняя staccato смешанным образом — кистью и предплечьем, он был в состоянии сыграть большое число нот на один смычок, достигая этим удивительных эффектов.
Несомненно, наиболее блестящее staccato имел Венявский. Он пользовался для этого только плечом, напрягая кисть до состояния настоящей одеревенелости. Его staccato было головокружительно быстрым и одновременно отличалось механической равномерностью. Я, лично, пришел к убеждению что подобный метод игры staccato наиболее действен, и пользуюсь им.
Наоборот, Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant, не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным.Вики-подожди-подожди-педия. Staccato volant.Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé
. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью.[1]
Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache.
Принцип действия:
— смычок продолжает движение по струне;
— смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны, продавливая её;
— сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
— струна отталкивает смычок от себя.
Ошибки:
— выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
— увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
@темы:
скрипичное,
познавательно
А портаменто вообще не штрих - это обозначение прерывистого легато.
А портаменто вообще не штрих - это обозначение прерывистого легато.
То есть портато и портаменто это одно и то же?
блин, я загрузилась с портаменто.
Вообще-то чаще всего это подразумевается как одно и то же, но я погуглила и открыла для себя какие-то новые значения... Прости, с этим полезла, куда не знаю, потому как всю жизнь для меня это обозначало именно то, что я сказала.
А стаккато левой рукой- это как??
Когда ты играешь глиссандо, но с остановками, и получается, что проговаешь этот пассаж. Знаешь Андалузский романс Сарасате? Там есть хроматический спуск вниз секстами, где играешь глиссандо, но выигрываешь выписанные в этот спуск ноты. Или во втором концерте Венявского, там в первой части на ре струне такая же концертвот это выражение, "стаккато левой рукой", в свое время очень помогло понять, как это вообще исполнять)
но я погуглила и открыла для себя какие-то новые значения...
вот у меня то же самое сейчас) немного упоролись с собеседницей и нарыли новую для себя информацию, но себе и своей логике не доверяю, вот и решила свериться.