Очень быстро прочитался "Беатриче и Вергилий" Янна Мартела. Теперь хочется, чтобы он был уже дряхлым стариком с вагоном литературных наград и громадной библиографией, потому что его хочется читать. И это благославение, так как я недавно про себя заметила, что мне очень трудно дочитать книгу, если мне не нравится авторский слог, а тут желание читать искреннее и не исчезает. Это прекрасно.
Сама повесть для меня теперь - ужастик. Я очень не люблю описания насилия и жестокости, и саспенс не люблю. И хоть в книге его относительно немного, нагнетается ближе к концу и в большей степени завуалирован, я, помимо ощущения омерзения и страха, мысленно снова апплодирую стоя писательскому языку. Скупая выразительность этого эпизода, - с моей точки зрения, разумеется, - мне очень понравилась. Все театральные вставки - браво. Язык прекрасно передаёт ситуации и мне нравятся сравнения и ощущение присутствия, которое я несколько раз ощутила.
Но книга явно не для всех. Только для ценителей творчества, данного стиля или отображённой тематики. Я в итоге попала род категорию первую. Как сказала бы Хейзел Грэйс: "Я бы с радостью прочитала даже список его покупок".
В обсуждениях пару раз встретила некоторое недовольство концовкой, её нелогичность, и вопрос ребром: зачем вообще таксидермист так поступил и с Генри, и, главным образом, с собой? А я с недовольными не согласна. Есть те, которые бурный шок испытали от того, что Генри пырнули ножом. Я к ним не отношусь, моя реакция была похожа больше на реакцию самого писателя, который некоторое время не понимал, что это на самом деле происходит. И это нормально. Во время чтения этого эпизода чувствовалось ещё, как чувствуется ударная волна от взрыва, удивление, восторг и ужас от того, как раскрылись карты. Поэтому не думаю, что этот момент с ножом был призван кого-то испугать и сильно взволновать. Кульминацией было раскрытие темы пьесы и озарение Генри по отношению к личности таксидермиста. С этой точки зрения физическая атака и могла показаться неуместной, но ведь персонаж таксидермиста явно необычной психикой обладает и от него, такого безразличного, безэмоционального, можно было этого ожидать.
Ужастик, говорю же.
Самосожжение просто тянет по-ученически объяснить тем, что персонаж а) лишился смысла жизни, когда его труд не приняли, что неверно, б) выполнил свою жизненную задачу - раскрыл свою изнанку перед другим человеком, взвалил на нег о этот груз, и, передав тому всё своё грязное бельишко, мог уйти. Ему ведь не нужно было одобрение его квази творчества, имхо, а просто огласка. Хотя каждый стремится к тому, чтобы его творчество одобрили. А таксидермист вот хотел поделиться радостью от этой мерзости. Ну, мерзостью он и поделился.
А возможно, он хотел уйти, как Юлиан. Возможно, он и был тем костлявым надзирателем в своё время, мучившим заключённых, а затем стал увековечивать животных, якобы продлевая их жизнь и память о них во мгновении, да ещё и пьесу написав такую. Тогда за все его благодетели сул высший, как и в деле с Юлианом, рукой махнул на все его жестокости, превратив палача в благочестивца.
Интересно будет перечитывать!