Вот только что расправилась с последними страницами книги "Gwiazd naszych wina/The fault in our stars". Ещё на середине пути знала, что хочу написать отзыв о ней, и не из-за того, что книга блестящая и всё такое, а просто для сформирования своих мыслей по поводу в какое-то определённое мнение.
Читала я на польском. Читала с трудом. Не из-за языка, а потому что примерно треть книги, то есть первые сто страниц, меня настолько пронзали потоком льющиеся цитаты из уст Augustusa/Августа и Hazel Grace/Хэйзел Грэйс, что я оставила её на довольно продолжительный срок. Но сегодня мне повезло, я добралась до сцены в Амстердаме, где ван Хутен (?) разбил их в пух и прах, читать стало гораздо легче, и я в один присест осилила остатки.
То, что мешало мне вначале - гиперпретенциозность. Я этого слова и не знала до того, как начала читать "Звёзды", а тут уже со второй главы начала считать, сколько же раз попадется мне это слово снова. Я придираюсь, наверняка, но мне пришла в голову вот такая мысль: никогда в жизни я не встречала таких интеллигентных подростков. Оттого они мне и казались неправдоподобными, сказочными персонажами, которым так не идёт их окружение и реалии. Очень жестоко помещать таких персонажей в такие обстоятельства.
Та самая сцена в доме ван Хутена. Вот там сразу облетела позолота с молодёжи и, кажется, впервые Август не смог красиво высказаться, а Хэйзел вывели на сильные жизненные эмоции. Перед этим была сцена в Оранжи с чудесным ужином и звёздами в шампанском, её я читала, будто вырезку из Ешь, молись, люби. Красивый антураж, волшебный вечер. Не могу сказать, что мне не понравилось, но эпизод с ван Хутеном мне понравился больше. Я не большой любитель романтики. Я вообще ещё не нашла свой жанр. Зачем я вообще начала это писать?
Как и Август, не умею я звёзды в созвездия складывать.
Над этой книгой плачут и страдают. Я - нет.
Я очень обрадовалась, когда мама Хэйзел открыла, что обучается по интернету. Во всей этой ситуации я больше всего сочувствую родителям, потому что больные, как видно, прекрасно держат себя в руках, пока могут, а когда уже не могут, ломаются. Есть сценарий - чёткий план их 'умирания'. Для родителей такого не предвидится. Они теряют все права на свою жизнь и эмоции, пока/если ребёнок благородно им их не уступит. Даже если уступит, всё равно вся их жизнь подчинена тому, чтобы скорбеть сначала при жизни ребёнка, затем после его смерти. И они не могут увернуться от этой скорби, потому что любовь такая.
Я бы хотела, чтобы ван Хутен вернулся к написанию книг, пусть и с таким циничным взглядом на жизнь, к которому он пришёл. Это хорошая мысль, что он никак не смог бы закончить "Cios Udręki", потому что изменился сам. Если бы эта мысль к ней пришла чуточку раньше, не пришлось бы лететь в Голландию. Все люди меняются со временем, а она долго ждала продолжения повести.

Мой запал ушёл, я бездарна в написании отзывов. Но я со всей своей бездарностью пожалела бы 10-ки для этой книги. И не про запас, а просто потому, что для меня "Звёзды" останется книгой с достойной историей влюблённости/любви, кучей цитат, плеядой замечательных героев и сцен, которые вызывали либо интерес, либо подозрение.
8 9
Я не могу сказать ровным счётом ничего плохого в итоге, но личности гг просто расходится с моим представлением о подростках в целом.
Потому что я задрот и не живу настолько насыщенной жизнью, как они.
Хотя шампанское и Амстердам это, в конце концов, всего лишь раковые бонусы. Лучше добывать их чем-нибудь другим.